Вопросы и ответы по налогам

12224

Вопросы и ответы по налогам

1 В чем разница между Единым налоговым платежом и уплатой налогов в общеустановленном порядке? Порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности регулируются Налоговым Кодексом. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения в частности уплату единого налогового платежа, предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством общеустановленных налогов. При этом, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Кроме того, организации, уплачивающие единый налоговый платеж, обязаны исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налоги, в отношении которых на них возложена обязанность налоговых агентов. Таким образом, организации, применяющие единый налоговый платеж не  уплачивают:
1) налог на прибыль юридических лиц; 2) налог на добавленную стоимость; 3) акцизный налог; 4) налоги и специальные платежи для недропользователей; 5) налог за пользование водными ресурсами; 6) налог на имущество; 7) земельный налог; 8) налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры
Вместо перечисленных налогов организации уплачивают единый налоговый платеж.
2 Является ли переход на ЕНП обязательным? Следует отметить, что правом перехода на ЕНП обладают исключительно микрофирмы и малые предприятия, за исключением производящих алкогольную продукцию, и других, установленных законодательством. В то же время предприятия торговли и общественного питания, юридические лица в рамках деятельности по организации лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают единый налоговый платеж и не вправе переходить на уплату налогов и других обязательных платежей в общеустановленном порядке.
3 В связи с тем что в общей налогооблагаемой базе имеется выручка от оптовой торговли и продажи прохладительных напитков, просим дать разъяснение по вопросу применения льготы: будет ли нашем случае применяться льгота по налогу, и если да, то вся ли налогооблагаемая база уменьшается на 25% или только в части выручки, полученной от использования приобретенного технологического оборудования?  Согласно статье 356 Налогового кодекса, налогооблагаемая база, исчисленная в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, уменьшается на сумму средств, направляемых:
на приобретение нового технологического оборудования, но не более 25 процентов налогооблагаемой базы. Уменьшение налогооблагаемой базы производится в течение пяти лет начиная с налогового периода, в котором осуществлен ввод технологического оборудования в эксплуатацию (в случае, если оборудование введено после 14.03.2007 года).
Согласно Положению “О порядке применения льгот хозяйствующими субъектами, осуществляющими модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства”, зарегистрированному МЮ РУ 11.06.2007 г. за № 1688, льгота по единому налоговому платежу предоставляется производственным микрофирмам и малым предприятиям в виде уменьшения в течение пяти лет налогооблагаемой базы на стоимость приобретенного нового технологического оборудования, но не более 25 процентов налогооблагаемой базы. Льгота по единому налоговому платежу предоставляется по технологическому оборудованию независимо от источника приобретения (собственные либо заемные средства, включая лизинг).
Уменьшение налогооблагаемой базы производится начиная с отчетного налогового периода, в котором введено в эксплуатацию технологическое оборудование. При этом в каждом отчетном налоговом периоде сумма средств, подлежащих вычету из налогооблагаемой базы, не должна превышать 25 процентов налогооблагаемой базы. В случае если стоимость вновь вводимого оборудования в текущем налоговом периоде превышает 25 процентов налогооблагаемой базы, оставшаяся сумма может вычитаться в последующие налоговые периоды в пределах установленного срока, с учетом установленных ограничений.
4 Сохранилась ли в 2010 году Положение №1901 в части об освобождения от Налога на дивиденды физических лиц – учредителей микрофирм и малых предприятий? В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2008 года N ПП-1024 "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2009 год" и Положением « Об освобождении от налогообложения доходов в виде дивидендов» зарегистрированным МЮ 10.02.2009 г. N 1901 с 1 января 2009 года по 1 января 2014 года освобождаются от налогообложения доходы в виде дивидендов, получаемые:
физическими лицами - учредителями микрофирм и малых предприятий. Микрофирмы и малые предприятия, выплачивающие доходы в виде дивидендов физическим лицам - учредителям, не удерживают налог у источника выплаты. Льгота применяется микрофирмами и малыми предприятиями самостоятельно, без представления со стороны физического лица заявления о применении льготы. Положение « Об освобождении от налогообложения доходов в виде дивидендов» зарегистрированным МЮ 10.02.2009 г. N 1901 действует до 1 января 2014 года.
5 Имеют ли право микрофирмы и малые предприятия, заключившие трудовой договор с гражданами, работающими дома, сохранить за собой льготы и преференции? С принятием постановления Президента Республики Узбекистан от 15.05.2009 г. № ПП – 1112 «О мерах по дальнейшей поддержке и развитию предпринимательской деятельности» микрофирмы и малые предприятии при заключении трудовых договоров с гражданами, работающими на дому (надомниками), в количестве, превышающем установленный законодательством предельный норматив численности работников не более чем на 30 процентов, за ними сохраняются предусмотренные для малых предприятий гарантии, льготы и преференции.
Согласно статьям 350 Налогового кодекса Республики Узбекистан, предусмотрено, что к микрофирмам и малым предприятиями относятся юридические лица, которые по численности работников соответствуют установленному законодательством критерию. При этом:
численность работников определяется исходя из среднегодовой численности работников за отчетный год;
при определении среднегодовой численности работников учитывается также численность работников, принятых на работу по совместительству, договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также численность работающих на унитарных (дочерних) предприятиях, в представительствах и филиалах;
при отнесении юридического лица к категории микрофирм и малых предприятий принимается критерий численности работников, соответствующий основному (профильному) виду деятельности юридического лица.
Численность в разрезе видов деятельности предусмотрена Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11.10.2003 г. №439 «Об утверждении классификации предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса)». Данным постановлением утверждена классификация предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса). Так например, для предприятий текстильной промышленности – 50 человек (ОКОНХ 17100). Для сохранения статуса малого предприятия, предприятие, осуществляющее деятельность в сфере текстильной промышленности имеет право нанять дополнительно до 15 граждан, работающих на дому (надомники) (50*30%) и при этом сохранит право по уплате единого налогового платежа. Одновременно сообщаем, что согласно статье 22 Налогового кодекса основной вид деятельности - деятельность юридического лица, по которой доля выручки в общем объеме реализации является преобладающей.
6 Наше предприятие является учредителем другого вновь создан-ного предприятия.
В качестве вклада в УФ внесли здание, является ли стоимость внесенного вклада доходом и облагается ли налогом?
Согласно статьям 129, 355 Налогового кодекса Республики Узбекистан, полученные вклады в уставный фонд (уставный капитал), включая сумму превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером), средства, объединяемые для осуществления совместной деятельности по договору простого товарищества не рассматриваются в качестве дохода налогоплательщика и не облагаются ни налогом на прибыль, ни единым налоговым платежом.
7 Имеет ли право осуществлять хозяйственную и коммерческую деятельность представительство иностранной компании?
В случае возможности осуществления представительством хозяйственной и коммерческой деятельности разъяснить порядок налогообложения. Предусматривается ли вариант перехода на единый налоговый платеж? 
Согласно пункту 7 "Положения о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан", утвержденного Постановлением К.М.РУз от 23.10.2000г. №410, представительства не являются юридическими лицами и не осуществляют хозяйственную или иную коммерческую деятельность, за исключением случаев предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения (п.8. Представительство иностранной авиакомпании имеет право осуществлять коммеческую деятельность на территории Республики Узбекистан в порядке, установленном законадательством. Представительство иностранной авиакомпании признается постоянным учреждением).
При этом, если иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность на территории Республики Узбекистан более 183 дней, то в соответствии со статьей 20 Налогового кодекса признается постоянным учреждением, если иное не предусмотрено международными договорами.
Кроме того, право перехода на единный налоговый платеж на постоянные учреждения не распространяются. 
8 Имеет ли право иностранная компания осуществлять коммерческую деятельность в Республике Узбекистан через представительство, аккредитованное в МВЭСИТ РУ, используя при этом сумовой расчетный счет представительства, открытый в коммерческом банке Республики Узбекистан? Согласно пункту 7 "Положения о порядке аккредитации и деятельности представительств иностранных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан", утвержденного Постановлением К.М.РУз от 23.10.2000г. №410, представительства не являются юридическими лицами и не осуществляют хозяйственную или иную коммерческую деятельность, за исключением случаев предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения (п.8. Представительство иностранной авиакомпании имеет право осуществлять коммеческую деятельность на территории Республики Узбекистан в порядке, установленном законадательством. Представительство иностранной авиакомпании признается постоянным учреждением).