04.07.2019 345

Что даст изменение таможенных пошлин?


Проведенный тщательный анализ состояния внешнеторговых процессов в Республике Узбекистан показал, что при текущих ставках таможенных пошлин возможны отрицательные эффекты для развития реального сектора экономики: создается ситуация, при которой импортирование товаров становится выгодным, а отрасли могут потерять инвестиционную привлекательность и переориентироваться на импорт готовой продукции.

В соответствии с рекомендациями Совета по тарифному и нетарифному регулированию, а также по итогам обсуждений в рамках встреч и круглых столов с широкими кругами предпринимателей, производителей и представителей бизнеса, в настоящее время согласован проект правительственного решения по пересмотру и оптимизации ставок импортных таможенных пошлин на основе следующих принципов:

- природное сырье и важные социально-значимые товары (злаки, мука, руды и концентраты металлов) - ставка таможенной пошлины 0%;
- сырьевые товары; товары, не производимые в республике; социально значимые товары; товары, ввоз которых не осуществлялся в последние 3 года – ставка 2% - 5%;
- полуфабрикаты или готовая продукция, производство которых неэффективно с позиции природно-климатических условий или экономически нецелесообразно; готовые и переработанные продукты питания, производимые в республике, но не обеспечивающие имеющийся спрос; товары, производство которых наращивается; продовольственные товары, имеющие относительное отрицательное влияние на здоровье человека – ставка 10% - 15%;
- сельскохозяйственная продукция, производимая в достаточных объемах и экспортируемая; готовая продукция конечного потребления, производимая в республике в объемах, покрывающих спрос; изделия роскоши и не первой необходимости, имеющие отрицательное влияние на здоровье человека (табачная и алкогольная продукция) – ставка 20% - 30%.

При этом, по 197 товарным позициям, не производимым в республике, предусматривается снижение ставок таможенных пошлин: с 5% до 2% - для 89 товарных позиций, с 10% до 5% - для 79 позиций, с 20% до 2% - для 7 позиций. Также, исходя из рыночной конъюнктуры, по 2818 наименованиям товаров размеры пошлин будут оставлены без изменений. 

При установлении предлагаемых размеров таможенных пошлин, среднеарифметическая ставка составит около 9%, что превысит действующее значение в 5,6%, однако будет существенно ниже уровня 2017 года - 14,9%. При этом, количество товарных позиций, облагаемых нулевой ставкой, снизится с 62,7% до 40,1%: более 2500 позиций ввозимых товаров будут облагаться ставкой в размере 2%, ранее не применявшейся в республике. 

Стоит отметить, что среднеарифметическая ставка, закрепленная при вступлении в ВТО Республики Корея составляла 16,5%, Израиля – 22%, Индонезии – 37,1%, Норвегии – 20,1%, Индии – 48,5%, Исландии – 24% и Марокко – 41,3%. Кроме того, нулевая ставка таможенной пошлины, например, в ЕС применяется в отношении 16,7% товаров, Индии – 2,1%, ЕАЭС – 15,8%, Турции – 37,5%, а, к примеру, в Иране нулевая ставка вовсе не применяется.

Таким образом изменение ставок таможенных тарифов позволит создать благоприятные условия для развития производства продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечить оптимизацию импорта и сформировать предпосылки для заключения взаимовыгодных двусторонних соглашений о свободной торговле.

При этом, следует отметить, что Советом по тарифному и нетарифному регулированию на постоянной основе будет осуществляться мониторинг внутренних и внешних рынков, а также внешнеторговых тенденций и конъюнктуры цен, что позволит оперативно реагировать на изменения, имея в виду пересмотр установленных ставок импортных таможенных пошлин.

nuz.uz