09.10.2019 365

Торгово-промышленной палатой проведена общественная экспертиза ещё одного проекта нормативно-правового акта


Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан является уполномоченным органом по оценке влияния нормативно-правовых актов на предпринимательскую деятельность, проводит по ним общественную экспертизу и даёт заключения.

В частности, за прошедший период текущего года общественная экспертиза проведена по 718 проектам нормативно-правовых актов.

Например, Палатой расмотрен проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению гарантий имущественных прав физических и юридических лиц и совершенствовании порядка изъятия земельных участков
и предоставления компенсации в связи с изъятием»
, разработанный Министерством юстиции Республики Узбекистан и дано следующее заключение общественной экспертизы (выписка):

  1. Основанием для разработки данного проекта является Распоряжение Президента Республики Узбекистан от 3 августа 2019 года
    № Р-5491  «О дополнительных мерах по безусловному обеспечению гарантирования права собственности граждан и субъектов предпринимательства», в котором отмечается о необходимости принятия постановления, устанавливающего порядок изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд.

Исходя из этого, предлагается название проекта изложить в следующей редакции:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
             РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

«О дополнительных мерах по обеспечению гарантий имущественных прав физических и юридических лиц
и совершенствовании порядка изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд и предоставления компенсации
в связи с таким изъятием».

  1. В абзаце 7 п.3 проекта указано, что «Основными задачами создаваемых секторов и специалистов хокимиятов определить:

внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан информации о ходе работ по изъятию земельных участков, сносу объектов недвижимого имущества, предоставлении компенсации, а также строительно-монтажных работах, проводимых на изъятом земельном участке».

В целях обеспечения в проекте последовательности осуществляемых мероприятий, представляется целесообразным абзац 7 п.3 изложить
в следующей редакции:

«Основными задачами создаваемых секторов и специалистов хокимиятов определить:

внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан информации о ходе работ по изъятию земельных участков, предоставлении компенсации, сносу объектов недвижимого имущества,
а также строительно-монтажных работах, проводимых на изъятом земельном участке».

  1. В абзаце 2 п.1 Приложения № 1 к проекту отмечается что «Настоящее Положение не распространяется на земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам на праве собственности».

В связи с этим, а также во избежание произвольного толкования представляется необходимым название Приложения № 1 к проекту изложить в следующей редакции:

«ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке изъятия земельных участков для государственных
и общественных нужд
и предоставления компенсации физическим
и юридическим лицам
».

  1. В п.2 Приложения № 1 используется понятие «инвестиционные проекты».

Кроме того, в Приложении № 1 проекту, наряду с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд, усматривается и порядок изъятия земельных участков для реализации инвестиционных проектов.

Однако, в п.3 Указа Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2018 года № УП-5495 «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан» установлено,
«что изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно в следующих целях:

предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания
и функционирования свободных экономических зон;

выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров;

обнаружение и разработка месторождений полезных ископаемых;

строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей;

исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами и решениями Президента Республики Узбекистан».

Как видно, вышеприведенным перечнем не усматривается   изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд в целях реализации инвестиционных проектов.

Кроме того, установление дополнительных случаев, являющихся основанием для изъятия земельных участков для государственных
и общественных нужд решениями Правительства противоречит действующему законодательству.

Необходимо отметить, что вопрос отчуждения земельных участков для реализации инвестиционных проектов должен быть предметом обсуждения между потенциальным инвестором и собственником имущества на данном участке земли.

Следовательно, данный вопрос является предметом гражданско-правового регулирования.

С учетом вышеизложенного, а также в целях приведения Приложения № 1 к проекту в соответствие нормам действующего законодательства, представляется необходимым исключить из данного Приложения понятие «инвестиционный проект» и соответствующие нормы, предусматривающие изъятие земельных участков для реализации инвестиционных проектов.

  1. В п.2 Приложения № 1 к проекту используется понятие «инициатор». Следует отметить, что в качестве инициатора выступают два субъекта – «Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов) – в случае изъятия земельного участка для государственных и общественных нужд, инвестор – в случае изъятия земельного участка для реализации инвестиционных проектов».

Однако, данное Приложение к проекту и в целом проект направлен на определение порядка изъятия земельного участка или его части, а также порядка предоставления компенсации физическим и юридическим лицам
за сносимые жилые, производственные и иные строения, сооружения
и насаждения в связи с изъятием земельных участков для государственных
и общественных нужд
.

Следовательно, инициаторами, в данном случае, могут быть исключительно Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов).

В связи с этим, представляется целесообразным в определении
к понятию «инициатор», указанному в п.2 Приложения № 1 к проекту исключить слова «инвестор – в случае изъятия земельного участка для реализации инвестиционных проектов».

  1. В п.3 Приложения № 1 к проекту отмечается, что «Изъятие земельного участка либо его части (далее – земельный участок) производится на основании решения соответствующего Кенгаша народных депутатов».

Однако, в данном пункте не приводятся основания для принятия решения Кенгашем народных депутатов об изъятии земельного участка либо его части, что на практике внесет неопределенность и неконкретность
в данные правоотношения.

В связи с этим, представляется целесообразным указать
в п.3 Приложения № 1 к проекту основания для принятия решения Кенгашем народных депутатов об изъятии земельного участка либо его части для государственных и общественных нужд, т.е акт определяющий эту нужду.

  1. В абзаце 2 п.3 Приложения № 1 к проекту указано, что «Принятие решения об изъятии земельного участка для реализации инвестиционных проектов допускается на основании решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан».

Исключить абзац 2 п.3 из Приложения № 1 к проекту по мотивам, изложенным в пункте 4 настоящего Заключения.

  1. В абзаце 3 п.3 Приложения № 1 к проекту приводится оговорка следующего содержания:

«(если Соглашением не предусмотрены более благоприятные условия)».

В целях недопущения произвольного толкования вышеприведенного абзаца, представляется необходимым исключить данную оговорку
и предусмотреть порядок принятия решения о сносе после предоставления компенсации и возмещения убытков в полном объеме в связи с изъятием земельного участка для государственных и общественных нужд.

  1. В абзаце 4 п.3 Приложения № 1 к проекту отмечается, что «Проект решения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента или районов (городов) о сносе подлежит правовой экспертизе в органах юстиции».

Поддерживая проведение такой экспертизы, считаем более целесообразным предусмотреть порядок, согласно которому органы юстиции будут проводить правовую экспертизу также и проектов решений Кенгашев народных депутатов.

Проведение подобной экспертизы послужит усилению правовых гарантий соблюдения законности на начальной стадии, т.е на стадии изъятия земельных участков.

  1. Пункт 4 Приложения № 1 к проекту необходимо пересмотреть по мотивам, изложенным в пункте 4, настоящего Заключения.
  2. В п.5 Приложения № 1 к проекту исключить слова «реализации инвестиционных проектов» по мотивам, изложенным в пункте 4 настоящего Заключения.
  3. В подпунктах «3» и «4» п.6 Приложения № 1 к проекту отмечается, что «Изъятие земельного участка осуществляется в порядке, состоящем из следующих этапов:

3) проведение открытого обсуждения и принятие Кенгашем народных депутатов решения об изъятии земельных участков;

4) определение вида, размера и срока предоставления компенсации в связи с изъятием земельного участка, заключение Соглашения и предоставление в полном объеме компенсации собственникам в связи с изъятием земельного участка (если Соглашением не предусмотрены иные условия);

…».

Однако, в абзаце 2 п.2 Указа Президента Республики Узбекистан
от 1 августа 2018 года № УП-5495 «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан» указано, что «принятие решений об изъятии земельных участков для государственных
и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с заинтересованными лицами, земельные участки которых планируется изымать, а также оценки выгод и издержек».

Как видно, Кенгаш народных депутатов должен принять решение
об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд исключительно после открытого обсуждения с физическими, юридическим
и заинтересованными лицами, земельные участки которых планируется изымать, при этом в ходе данных обсуждений должна быть произведена оценка выгод и издержек.

Только после выполнения вышеприведенных условий, Кенгаш принимает решения об изъятии земельного участка для государственных
и общественных нужд.

С учетом вышеизложенного, представляется необходимым изложить подпункт «3» п.6 Приложения № 1 к проекту в следующей редакции:

«3) проведение открытого обсуждения с заинтересованными лицами, земельные участки которых планируется изымать, а также оценки выгод и издержек;

  4) принятие Кенгашем народных депутатов решения об изъятии земельного участка;»

  1.  В подпункте «5» п.6 Приложения № 1 к проекту предусматривается принятие «хокимиятами решения».

Однако, в соответствии с ч.2 ст.6 Закона «О государственной власти на местах» «Хоким области, района, города принимает решения и издает распоряжения».

Как видно. в действующем законодательстве отсутствует понятие «решение хокимията».

С учетом вышеизложенного, а также в целях приведения норм Приложения № 1 к проекту в соответствие нормам действующего законодательства, представляется правильным в подпункте «5» п.6 Приложения № 1 к проекту слово «хокимиятами» заменить словом «хокимом».

  1. Пункты 12-27 Приложения № 1 к проекту исключить, по мотивам, изложенным в пункте 4 настоящего Заключения.
  2. В п.29 Приложения № 1 к проекту отмечается, что «После принятия решения Кенгаша народных депутатов о проведении открытого обсуждения, инициатором в течении двух рабочих дней направляется письменное уведомление собственникам о дате и месте проведения открытого обсуждения».

Как видно, из вышеприведенного не усматривается предварительное уведомление физических и юридических лиц, земельные участки которых планируются изымать о дате, месте и времени проведения открытого обсуждения, что может затруднить участие этих лиц в данном обсуждении.

В связи с этим, представляется целесообразным предусмотреть
в п.29 Приложения № 1 к проекту предварительное уведомление физических и юридических лиц, земельные участки которых планируются изъять, о дате, месте и времени проведении открытого обсуждения не менее чем за 10 дней до начала мероприятия.

Кроме того, в данном пункте необходимо предусмотреть участие
в открытом обсуждении физических и представителей юридических лиц
в обязательном порядке. 

С учетом вышеизложенного, необходимо п.29 Приложения № 1
к проекту изложить в следующей редакции:

«После принятия решения Кенгаша народных депутатов
о проведении открытого обсуждения, инициатором в течении двух рабочих дней направляется письменное уведомление физических
и юридических лиц, земельные участки которых планируются изъять,
о дате, месте и времени проведения открытого обсуждения.

При этом, вышеуказанные лица должны быть уведомлены о дате, месте и времени проведения открытого обсуждения не менее чем за 10 дней.

Участие физических и представителей юридических лиц на открытом обсуждении является обязательным».

  1. Абзац 2 п.32 Приложения № 1 к проекту исключить по мотивам, изложенным в пункте 4 настоящего Заключения.
  2. В п.33 Приложения № 1 к проекту слова «а для реализации инвестиционных проектов допускается также требуется получение предварительного согласия собственников» исключить по мотивам, изложенным в пунктах 4, настоящего Заключения.
  3. В абзаце 2 п.35 Приложения № 1 к проекту предусматривается заключение двустороннего письменного соглашения между Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента или районов (городов) и собственниками объектов недвижимого имущества, находящихся на данном земельном участке.

Однако, не совсем ясна правовая природа, т.е предмет и форма заключения такого соглашения.

Именно на этом этапе важно достичь реальной защиты законных интересов собственников.

Однако порядок, предлагаемый в данном пункте и определение хокимиятов «гарантами» компенсаций стоимости объектов, не позволит решать проблемы «сносов» и сохранит преимущество хокимиятов перед собственниками.

Для того, чтобы исправить ситуацию, представляется юридически правильным увязать момент подписания соглашения с полной компенсацией стоимости сносимого объекта.

Для этого предлагается в абзаце 2 п.35 после слов «согласие на изъятие земельного участка» добавить слова «и полной компенсации стоимости сносимого имущества».

Исходя из этого, нужно исключить абзацы 4 и 5 п.37 Приложения к проекту.

  1. Пункт 36 Приложения № 1 к проекту исключить по мотивам, изложенным в пункте 4, настоящего Заключения.
  2. Пункт 38 Приложения № 1 исключить по мотивам, изложенным
    в пункте 4 настоящего Заключения.
  3. В абзаце 2 подпункта «2» п.44 Приложения № 1 к проекту слово «инвестор» заменить словом «инициатор» по мотивам, изложенным в п.4 настоящего Заключения.
  4. В целях защиты прав и законных интересов физических
    и юридических лиц недвижимое имущество которых подлежат сносу в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд, представляется необходимым в подпункте «2» п.44 Приложения № 1 к проекту слова «согласованию сторон» заменить словами «выбору собственника имущества».
  5. В части 1 подпункта «3» п.44 Приложения № 1 к проекту слова «согласованию сторон» заменить словами «выбору собственника имущества» по мотивам, изложенным в п.22 настоящего Заключения.
  6.  В абзаце 2 подпункта «3» п.44 Приложения № 1 к проекту слово «инвестор» заменить словом «инициатор» по мотивам, изложенным в п.4 настоящего Заключения, а также в целях усиления правовых гарантий физических и юридических лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных и общественных нужд, представляется целесообразным слова «сроком до двух лет» заменить словами «до сдачи в эксплуатацию строящегося недвижимого имущества»
  7. В абзаце 2 подпункта «5» п.44 Приложения № 1 к проекту слова «согласованию сторон» заменить словами «в обязательном порядке» по мотивам, изложенным в п.22 настоящего Заключения.
  8. По мотивам, изложенным в п.22 настоящего Заключения, представляется необходимым в абзаце 4 п.44 Приложения № 1 к проекту слова «согласованию сторон» заменить словами «выбору собственника имущества».
  9. Пункт 46 Приложения № 1 к проекту исключить по мотивам, изложенным в пункте 4 настоящего Заключения.
  10. В абзаце 2 п.47 Приложения № 1 к проекту отмечается, что «Если в течении одного года местонахождение отсутствующего собственника не установлено, инвестор может обратиться в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов) с просьбой обратиться в суд с иском о признании объекта недвижимого имущества бесхозяйным и обращении данного объекта недвижимого имущества в государственную собственность»

В целях приведения абзаца 2 п.47 Приложения № 1 к проекту
в соответствие со ст.191 Гражданского кодекса, представляется целесообразным изложить данный абзац в следующей редакции:

«Если в течении одного года не будет установлено, что имущество (вещь) не имеет собственника или собственник неизвестен либо оставлено собственником без намерения сохранить право собственности на него, органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, или органом самоуправления граждан подается заявление о признании имущества (вещи) бесхозяйным в суд по месту нахождения имущества (вещи) в порядке, установленном законодательством»

  1. В п.52 Приложения № 1 к проекту слова «Инвесторы предоставляют в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов) документы, подтверждающие факт предоставления компенсаций
    в полном объеме (если Соглашением не предусмотрены иные условия)
    » исключить по мотивам, изложенным в пункте 4 настоящего Заключения.
  2. В п.56 Приложения № 1 к проекту слово «хокимиятов» заменить словом «хокимов» по мотивам, изложенным в п.13 настоящего Заключения.
  3. Пункт 57 Приложения № 1 к проекту пересмотреть по мотивам, изложенным в п.13 настоящего Заключения.
  4. В абзаце 4 п.57 Приложения № 1 к данному проекту отмечается, что

«Принятие решения хокима района (города) является основанием для прекращения права собственности и других вещных прав на объекты недвижимого имущества».

В целях усиления гарантий защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц жилые, производственные и иные строения, сооружения и насаждения которых подлежат сносу в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд, представляется целесообразным п.57 Приложения № 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«Решение о сносе, принятое с нарушением процедуры, установленного настоящим Положением, является незаконным».

  1. Торгово-промышленной палатой была проведена общественная экспертиза по проекту постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении порядка оценки строений, подлежащих сносу», подготовленный Агентством по управлению государственными активами Республики Узбекистан.

Поскольку, указанный и настоящий проекты регулируют однородные правоотношения, представляется целесообразным объединить их в один нормативно-правовой акт.

Пресс-служба ТПП